Ало Ходжаев: Узбекистанцы за рубежом – Созидатель!
Иллюстрация с сайта world.lib.ru
Об этом человеке можно было бы опубликовать материал под рубрикой «Узбекистанцы за рубежом».
Именно узбекистанцы, а не узбеки, потому что он, будучи настоящим патриотом и активным гражданином Узбекистана, формально по 5 графе не был узбеком.
Речь идёт о знаменитом строителе Леониде Яковлевиче Термане, прославившимся на всю республику как руководитель «Узбекшахтостроя», тресте, который из года в год перевыполнял все планы и обязательства, получая переходящие Красные Знамёна и дипломы.
Конечно, в области и республике были и другие передовые производственные коллективы, в том числе и строительные, но далеко не каждый из них отличался высоким уровнем соцкультбыта, истинной заботой о своих тружениках и их семьях.
Более того, «Узбекшахтострой» был одним из градообразующих предприятий, деятельность которого напрямую сказывалась на социальной и экономической обстановке в Ангрене – одном из крупных промышленных центров столичной Ташкентской области.
Шахтостроители имели свои профилактории, зоны отдыха, пионерские лагеря, детские и лечебные учреждения, спортивные сооружения. Что особенно важно – во всех управлениях треста всегда царила здоровая созидательная атмосфера, хороший деловой производственный настрой, стремление быть лучшими.
Мне, как работнику вышестоящего органа, за 10 лет ни разу не приходилось сталкиваться с какими-либо жалобами или разборками, связанными с этим большим коллективом.
Бесспорно, все успехи и обретения треста – следствие высочайшего профессионализма, замечательных организаторских способностей, редкостных душевных качеств и свойств характера начальника треста Леонида Яковлевича Термана.
А ещё его отличала подлинная порядочность, чистота мировоззрения, романтическая вера в светлые идеалы, которые проповедовались и были обозначены на знамёнах тогдашней державы.
Помню, как он гордился тем, что был избран делегатом одного из последних съездов КПСС и даже написал взволнованные стихи, посвящённые этому партийному форуму.
И такая убеждённость, может быть, несколько наивная, ни у кого не вызывала сомнений или подозрений – так он был искренен и прямодушен.
Его идейность и интеллигентность совсем не вязалась с привычным расхожим образом строителя – циника, матершинника, для которого главное – любой ценой сдать объект и «зашибить деньгу».
Красивый светлый человек, добрый, улыбчивый, обаятельный и предупредительный, он нравился всем, а женщинам особенно, но и в личной жизни был образцом верности и целомудрия, очень любил свою жену и детей.
Поскольку мы жили по соседству, помню, как часто в вечернее время Леонид Яковлевич (на снимки), уже далеко не в молодом возрасте, бережно и старательно катил инвалидную коляску со своей больной беспомощной супругой.
Такая трогательная забота вызывала у всех чувство ещё большего уважения и симпатии к этому неординарному человеку.
Казалось бы, такие личности имели право на достойную и почётную жизнь. Но не тут-то было!
Терман, как и тысячи других невинных людей, в 80-е годы стал жертвой так называемого «узбекского дела».
Поводом стало то, что в последние годы он вынужден был работать не в родном Ангрене, а в Джизаке.
Стареющий глава республики Шараф Рашидов, видимо, понимая, что он не вечен, проявил вполне понятное желание сделать что-то памятное для своей родной области.
Прежде всего – застроить и благоустроить её. Для этого понадобился грамотный, умелый и честный руководитель, на которого можно было бы положиться.
Выбор пал на Л.Я.Термана. И хотя последний пытался отказаться от этого лестного предложения, его «уговорили» – он был назначен, если не ошибаюсь, начальником главка по строительству всей Джизакской области.
Но вскоре Рашидов скончался, в Узбекистан был запущен десант разного рода разрушителей с колонизаторскими замашками, которые, прежде всего, стали уничтожать всех, кто окружал бывшего 1 секретаря ЦК компартии Узбекистана, кто пользовался его доверием и расположением.
Назову хотя бы такого «маяка» социалистического сельского хозяйства как легендарный председатель колхоза «Политотдел» Т.Г.Хван.
Разумеется, десантники не могли обойти такую мощную фигуру, как Терман.
Они по определению не верили в то, что в Узбекистане могут быть хорошие руководители любой национальности, а уж тем более – в Джизаке.
Абсолютно по надуманному делу, вопреки всем юридическим нормам, Л.Я.Терман был арестован и заключён.
Так ломали не просто судьбы людей, ломали их веру в справедливость, в гуманистическую сущность советского строя, в конце концов, в идеалы многонационального социалистического государства.
Тогда то и были подорваны основы Советского Союза, тогда – то и была заложена мина, которая вскоре взорвала это уникальное государство с несостоявшимся великим будущем.
Наверное, и поэтому Леонид Яковлевич уехал в страну состоявшегося социализма – Канаду, к своим детям, хотя я уверен, что душа его осталась в нашей стране. И друзья! И память! Таких людей вынужденные обстоятельства не меняют.
Мне позвонил из Канады один из бывших коллег по перу и сообщил, что 18 января исполняется круглый юбилей Л.Я.Термана. Он собирает за праздничный стол своих родных и близких, среди которых, уверен, будет бывший замечательный руководитель золотодобывающей промышленности республики Аброл Каххаров и другие узбекистанцы, волею судеб проживающие далеко от любимой Родины.
Увы, у меня нет никаких возможностей лично присутствовать на этом торжестве, я не могу воочию обнять одного из самых уважаемых мною людей.
Но, к счастью, я могу через СМИ искренне поздравить его с днём рождения, пожелать ему богатырского здоровья и счастья (если только оно возможно в этом бренном, противоречивом мире).
Сог ва Саломат булинг, кадрли Леонид Яковлевич!
100 йил яшанг!
А.М.Ходжаев.
От учредителей и редакции: Материал первоначально опубликован на CA-Dialog.org и при перепечатке просим ссылаться на нас.
http://ca-dialog.org/
“Дунё узбеклари” присоединяется к вышеизложенным поздравлениям, желает своему давнему другу Терману Леониду Яковлевичу крепкого здоровья, благополучия и долгих лет жизни!
http://dunyouzbeklari.com/
МАҚОЛАНИ ДЎСТЛАР БИЛАН БАҲАМЛАШИНГ