Казакбай ЮЛДАШЕВ: ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ —— — против узбекского языка
ДУХОВНАЯ АГРЕССИЯ
— против узбекского языка
На узбекском языке есть поговорка: «Если истец слаб, судья становится наглее». По мере того, как узбеки становятся более терпеливыми, чиновники в разных странах, даже те, кто не близок к нам, без стыда и совести вмешиваются в нашу жизнь.
В прошлом году, накануне прибытия министра иностранных дел России С. Лаврова восемнадцать «угнетенных» узбеков, которые «страдали» из-за того, что не знали своего родного языка, выступили с «инициативой» придать официальный статус русскому языку. Вскоре после этого, в интервью председатель Сената России Матвиенко сказала, что Узбекистан станет членом ЕАЭС. Это заявление вызвало обоснованный протест многих наших соотечественников.
Недавнее заявление пресс-секретаря МИД РФ Марии Захаровой вышло за все рамки дипломатии и приличия. Ясно, что она очень хорошо знает этику отношений между государствами, и эти взгляды дипломата никак нельзя считать личным мнением. В конце концов, она является официальным представителем очень официальной организации. Более того, это мнение было высказано на официальном брифинге.
Почему Марияхон так уверенно говорит о проблеме, которая ее не касается? Однако она служащая, выражающая геополитические амбиции российского государства. Она абсолютно не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела. Но политика России движется в том же направлении, о котором думает и хочет Мария Захарова. На самом деле Захарова совершенно не знает о природе вопроса, иначе она знала бы, что речь не идет о придании официального статуса языку. Она хочет и считает, что русский язык будет иметь официальный статус и в Узбекистане.
Захарова также уверена, что никто не будет привлечь её к ответственности за это. Она так же знает, что узбекские чиновники очень слабы и безразличны, что их национальная гордость и политическая воля к независимости и суверенитету страны не скоро проснётся. Они все еще думают, что Москва у власти. И отношения их, которые они выразили после столь долгого времени, больше напоминают ученика, извиняющегося перед своим учителем за опоздание на урок. Нота МИД РУз — не резкое возражение. Я не думаю, что отношение тех, у кого нет своей личной точки зрения, те, которые радуется и злятся с разрешения высокостоящих начальников по другому не говорят. Разве не так?!
Следует отметить, что госпожа Захарова не просто говорила, а выдвигала политическую доктрину своего государства. Эта госпожа прекрасно знает, что вмешиваться в дела суверенного государства невозможно, но она не хочет видеть Узбекистан суверенным государством. Она никогда не могла бы поставить такое требование перед Прибалтийскими республиками, Грузией или Арменией.
Обеспечение активной употреблении русского языка в других странах занимает особое место в геополитике Российской Федерации. Распространение русского языка – не цель, а средство достижения цели по усилению влияния России на внутренние дела других стран. По данным известного журналиста Карима Бахриева, в 2000 году в России был создан Фонд Бориса Ельцина для ускорения распространения русского языка за рубежом. В 2007 году был создан Фонд «Русский мир» с основной целью продвижения русского языка за рубежом. В целях усиления влияния русского языка в бывших советских республиках в 2011 году была разработана федеральная программа «Русский язык», которая предусматривает расходы в 2 526,66 млн. рублях. В 2014 году при Президенте России был создан отдельный Совет по русскому языку, и его приоритетом является повышение статуса русского языка в мире. И было потрачено 6147,5232 миллиона рублей для достижения этих целей.
Хорошо известно, что Россия многие годы преследует свои геополитические намерения по воссозданию своей империи над другими странами под предлогом «языковых проблем» и «защиты русскоязычного населения».
В таких странах, как Грузия, Украина, Молдова, Чечня, в Луганске, Донбассе в Крыму, Россия осуществила свою агрессию под видом защиты прав «угнетённых» русскоязычных. Давление в другие страны и постановка там вопроса о том, почему «вы не обращаете особого внимания на мой язык?», «почему вы не придаете ему высокий статус?! — поставить дело таким образом могут только шовинисты, чья профессия – агрессия. Здравый смысл подсказывает, что иноземцы приспосабливается к тому, куда он приходят. Только логика захватчика предполагает подчинить к своим требованиям страны, куда они приходят.
Очевидно, причина, по которой российские политики стремятся распространять русский язык в независимых государствах, не в их любви к своему языку, а в том, что язык является удобным тактическим оружием, которое служит их долгосрочным стратегическим целям. Для начало, русский станет вторым официальным языком в любой стране, и в один прекрасный день, в соответствии с пожеланиями представителей официального языка, можно будет вмешиваться в дела этой страны. Работа в этом направлении ведется в России очень последовательно и системно.
Национальные суррогаты: Данияр Якубов, Тухтамурод Набиев, Ильхом Асадов, Шерзод Убайдуллоев и им подобные, которые прониклись инициативой «восемнадцати подписантов», их нападения по поводу поправки к статье 42, а также их открытые и скрытие выступления после выходки Марии Захаровой, являются признаками того, что усилия наших собственных мошенников, которые извлекают выгоду из денег, выделяемых на распространение русского языка в «бывших советских республиках», являются отработкой полученных денег.
Следует также отметить, что любое воздействие будет иметь противоположный эффект. Помещение русского языка в место, где он встречается сопротивлением, в первую очередь вредит самому русскому языку. Зажим вызывает противоположную реакцию. Более того, настоящее намерение, стоящее за такой «дружбой с Узбекистаном», со временем становится все более очевидным.
Язык — последний оплот нации. Если эта крепость также будет потеряна, нация превратится в отдельный вымирающий этнос. Дух нации сохраняется только на языке. Как справедливо заметил известный учёный Зухриддин Исомиддин: «… узбекский язык не является нашим национальным достоянием или гордостью. Это … не один из символов, как флаг, герб или гимн. Потому что все они могут быть изменены в случае необходимости. Но … как вы меняете свой язык? Язык – это жизненная сила нации. Без этого языка – нет узбека, нет Узбекистана». Вот почему мы не можем быть равнодушными к тем, кто смотрит на наш родной язык свысока.
Личность и намерения Захаровой ясны. Но что нам делать с нашими собственными инертными чиновниками, с нашими собственными русскоязычными «защитниками», с теми, кто пытается учить своих детей только к этому неродному языку? Как это случилось? Удивляешься этим вопросам.
Как уже много раз говорилось, язык является выражением духа нации. Нехватка внимания и уважения к своему языку является результатом сломленного духа. Отсутствие человеческого достоинства, отсутствие свободы мысли, тот факт, что тотальный надзор не только над самой мыслью, но и способа ее выражения доминировали в течение тридцати лет, сломали идентичность нации. Человеку стало невыносимо больно поддерживать свою целостность, как личность. Сам человек и, следовательно, его язык стали бесполезными, потому что он и его разум были вынуждены думать так, как позволено, говорить так, как им приказано, и его язык тоже ничего не стоил.
Если в советское время каждый пытался основывать свое мнение на классиках марксизма или взглядах членов Политбюро, то в годы независимости они привыкли просто восхвалять без какого-либо мнения. Люди научились говорить слишком много, но не выражая самостоятельного мировоззрения. По мере усиления восхваления вождей усиливается и ложь. Устав от лжи своих «крикунов из трибун», люди стали поклонниками российской прессы и телеканалов. Однако, там была еще большая ложь, чем наша. Но российские цензоры считали, что им следует разрешить излагать свою ложь более привлекательно, в маске правды, потому что они не были такими близорукими, как наши политкорректные “умники”. Более того, бедность людей, безработица, необходимость выехать за границу, чтобы зарабатывать на жизнь вынудили узбеков говорить на другом языке, оттолкнули народ от его духа и, следовательно, от его языка. Когда наш язык стал выглядеть ужасно? К сожалению, не в советское время, а в эпоху суверенитета в результате бедности и безличности.
Причина, по которой узбеки пытаются обучать своих детей в русскоязычных школах, не в их любви к языку, а в том, что они не верят, что ожидаемые перемены произойдут в нашей стране. Многие не верят, что произойдут радикальные изменения, что нищета будет искоренена и что будут созданы рабочие места. Потому что ничего не было сделано, чтобы оправдать такое доверие до тех пор, пока вырос молодой человек. Люди взяли на себя судьбу не только самих себя, но и своих детей, считая, что они имеет только перспективу в виде рабочих мигрантов в России. Они также привыкли видеть себя не владельцем своей страны и своей земли.
Однако тот, кто немного подумает, увидит, что сегодняшний русский язык – это не язык науки и литературы, а язык матерщины и оскорблений, далёкий от мысли и деликатности, от языка Пушкина и Достоевского, это теперь язык захватчиков и шовинистов.
Трудолюбивый узбек, который за гроши выполняет самую тяжелую черную работу в разных частях России, испытывает это каждый день. Они прекрасно знают, что даже для работы дворником в России, нужно сдавать экзамен не только по русскому языку, но и по русской истории. Сидеть и жить на земле благородного узбека и требовать, чтобы русскому языку был придан официальный статус — это верх бесстыдства.
Почему русскому языку нужно дать официальный статус, а не английскому, немецкому или казахскому? Не потому ли, что русские вторглись в нашу страну и поработили ее в течении сто пятидесяти лет?
Известно, сколько времени и денег уходит на изучение русского языка и литературы в узбекских школах Узбекистана. Почему сейчас столько внимания преподаванию русского языка в нерусских средних и высших школах независимого Узбекистана? Мы видим, что русский язык не может быть ключом к изучению мировой науки и культуры. Это язык полутора векового захватчика, агрессора, который до сих пор не привык относиться к своим бывшим колониям равноправного государства, не признает узбеков равноправными людьми, это язык вражды и оскорблений.
Разве Захарова, требующая придания официального статуса русскому языку, не знает, что татары, башкиры, чеченцы, чуваши, калмыки, авары, лезгины, сахи и десятки других этнических групп в России не имеют возможности учиться на своих языках?! Захарова не знает, что в России полным ходом идет русификация всех остальных народов?!
Узбекская пословица гласит, что тот, кто не может шить даже воротник, смеётся над тем, кто сшил рубашку. Ещё народная мудрость говорит: дурак с неприкрытой задницей, смеётся над потёртыми штанами другого.
Захарова и иже с ней, убедите сами в первую очередь себя в свои иллюзии. Спускайтесь на землю, вы разговариваете с узбеками, с Узбекистаном. Не волнуйтесь, узбек сохранит свой язык. Он знает, что его существование, его идентичность и самобытность отражается и выражается только на его родном языке!
Казакбай ЮЛДАШЕВ,
профессор, доктор педагогических наук