Мое мнение о Мухаммаде Салихе не меняется. Он политический труп – Хает Хан
Мое мнение о Мухаммаде Салихе не меняется.
Он политический труп.
Хает Хан Насреддинов.
На днях я посмотрел интервью Мухаммада Салиха британской ВВС. В течение 29 минут он делился со слушателями своими мыслями об Узбекистане.
Главной мыслью его выступления было требование отставки президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
«Ничего личного, только бизнес». Именно такими словами можно охарактеризовать действия Мухаммада Салиха. Я хорошо знаком с ним и, думаю, смогу объяснить его поведение.
Я познакомился с Мухаммадом Салихом в конце 2013 года, когда он носился с идеей вооружённого захвата власти в Узбекистане. Конечно, эта была пустая затея, и умные люди понимали это. Но Салих целенаправленно собирал людей, разрабатывал программы под это дело. Всё это делалось с одной целью: получить финансирование от своих доноров. Они несколько разочаровались в нём и подумывали прекратить поддерживать его движение. Вот поэтому на свет и появилась программа захвата власти «Жатва». На бумаге, ведь она всё стерпит. Но под эту бумагу Салиху передали не одну сотню тысяч долларов.
Известно, что захвата власти не было; не было и организации, занимавшейся этим. Но деньги были выделены. А это и была главная цель всей этой афёры.
Мухаммад Салих – человек, который ничего практического не делает просто так. Ему чужды дружба, сострадание и взаимопомощь. Каждый его поступок чётко выверен и продуман. Если не будет достигнута главная цель – получение личной выгоды, – он этот поступок не совершит.
Его финансовые доноры требуют активности, достижения целей, на которые даются немалые деньги. Но Салих знает, что ничего не сможет претворить в жизнь. И поэтому он просто напрашивается на интервью и публикует статьи, которые можно увидеть только на его сайте. Больше никто их не публикует.
Каждое его выступление приурочено к какому-то печальному событию или настоящей беде, происходящих в Узбекистане. Пользуясь случаем, он выступает с критикой власти и обвиняет всех и вся в бедах Узбекистана. Но вопрос, а что конкретно он мог бы предложить для разрешения проблем, оставляет без ответа. Оно и понятно. Ведь Салих не знает, как решаются проблемы. Он ведь мастер создавать их, а не решать.
В интервью ВВС он много говорил о Сардобинской трагедии, когда прорвало дамбу в Сырдарье и пострадали люди. Не выразив никакого соболезнования пострадавшим, что принято среди воспитанных людей, он набросился с нападками на президента страны и потребовал его отставки.
Во время интервью его не раз спрашивали, а чем конкретно он помог пострадавшим. Он ответил, что он политик, а не благотворитель, помощью не занимается. Это и есть главная характеристика Салиха. Он не помогает людям, он думает только о своей политической карьере.
Лично у меня возникает вопрос: а зачем нужен такой политик, который открыто заявляет, что не собирается помогать людям в беде?
Именно из-за заката своей карьеры он и выступил с таким резким обращением об отставке президента Узбекистана. Его имя давно забыто в Узбекистане, помнят лишь те, кто намного старше сорока лет. Финансовые доноры тоже не горят желанием содержать его и так называемое «народно-демократическое движение Узбекистана». Вот он и старается что-то вбросить в интернет, чтобы напомнить о себе и получить хоть что-то в свою выгоду от людской трагедии.
Но как быть, если в Узбекистане нет того страшного негативного фона, который выгоден ему? Чем аргументировать призыв к отставке первого лица государства? – Правильно, надо его придумать. И поэтому Салих в своем интервью разглагольствует об отсутствии свободных СМИ в Узбекистане, сворачивании реформ, сносе домов людей, которым взамен нового жилья выдали палатки. Он обвиняет в коррупции руководителей страны, называет точные суммы воровства. И утверждает, что Узбекистан стал вассальным государством и подчиняется воли России. Конечно же, всё это рассказывается бездоказательно. Ведущий программы ВВС несколько раз спросил о доказательствах. Салих открыто ответил, что не обязан предоставлять доказательства ведущему, они есть, но не у него, их потом могут привезти. Ответ не солидного политика-оппозиционера, а какого-то первоклассника, опоздавшего на урок и на ходу придумывающего себе оправдание.
В этом вся суть Салиха. Обвинить людей в страшных преступлениях и отказаться предоставить доказательства. Он не меняется. Много лет он клеветал на всех своих оппонентов через придуманного журналиста «Усмана Хакназарова», теперь в открытую этим занимается.
Обвиняя президента в сворачивании реформ, коррупции и ущемлении национальных интересов перед Россией, он уходит от предложения предоставить реальные доказательства своих слов. Я вспоминаю его слова, что он мог стать президентом Узбекистана на первых выборах в 1991 году, и что он не оставил попытку стать им в ближайшем будущем. Но время идёт, у него ничего не получается, возникает отчаяние. Вот и приходится заглушать её пустыми обвинениями человека в несовершённых преступлениях.
Он сокрушается, что его не пускают в Узбекистан. Объясняет тем, что власти его боятся и поэтому надуманно заочно осудили. Я вновь повторю свой вопрос, который я задал ему при встрече с ним: а почему вы не нанимаете адвокатов и не доказываете свою невиновность? Осужденный не в интервью должен кричать о своей невиновности, а с фактами прийти в суд. Но я уверен, что он не ответит сейчас, как не ответил тогда, при прошлой встрече.
Мухаммад Салих окончательно уходит в забвение. Его методы захвата власти в Узбекистане не сработали. И не потому, что государство оказалось сильнее. А потому что народ не принял его программу и решил сам выбрать путь своего развития.
А с этим Салих не хочет мириться. Но реальной силы противодействовать у него нет. Достойно принять поражение он не хочет. Это докажет, что его идеи были неправильными, да и доноры прекратят его финансирование, чего он больше всего опасается. Вот и выходят время от времени пасквили в интернете, которые вредят не Узбекистану и его руководству, а ему самому, выставляя его в смешном и неприглядном виде.
Я намного моложе его, но рискну дать совет. Единственный путь обелить своё имя и оставить положительное воспоминание о себе в истории – покаяние. Пусть он в следующем интервью покается перед узбекским народом, перед всеми, кто послушался его идей, пошёл за ним и сломал себе жизнь. Тогда он сможет обрести душевный покой. В противном случае он останется презренным человеком.
Из редакционной почты “Дунё узбеклари”
МАҚОЛАНИ ДЎСТЛАР БИЛАН БАҲАМЛАШИНГ
Ўртоқ Насреддиновга: Яқин келажакда (узоғи билан 15-20 йил) шоир ва сиёсатчи Муҳаммад Солиҳ улуғ ёзувчи ва арбоблар Фитрат, Чўлпон, Беҳбудий, Соғуний, Абдулла Қодирий ва б. каби оқланса, ижоди ва асарлари мактабларда ўзбек адабиёти фанидан ёш авлодларга ўқитилса, шу билан биргаликда дорилфунунларнинг филология, политология ва тарих факультетларида талабаларга таълим берилса, кириш ва давлат имтиҳонларига саволлар қилиб қўйилса, нима қиласиз? Унинг ўзи ҳам бунга гувоҳ бўлиши мумкин, балки бўлмас… Виждонингиз қийналмайдими сизни ўшанда? Сезишимча МСга ҳасад қиласиз. Туҳмат қилишни бас қилинг, Худодан қўрқинг.