В Узбекистане заканчивают уничтожение бизнеса Гафура Рахимова – проходит завершающий этап наказания опального влиятельного бизнесмена, спортивного деятеля и филантропа. Точнее, бизнес Гафура Рахимова не громят, его уже разгромили к лету 2012 года. Главная причина – конфликт с дочерью президента страны Гульнарой Каримовой, которая еще в конце 2008 года заняла пост посла Узбекистана в Испании.
Радио «Озодлик» 2 июля 2012 года со ссылкой на источник, близкий к деловым кругам Узбекистана, сообщило о происходящем отъеме бизнеса, принадлежащего Гафуру Рахимову. Речь шла о нескольких торговых фирмах, которые в июне были «разоблачены» Генеральной прокуратурой Узбекистана. 28 июня на ее сайте были опубликованы два сообщения, в которых расписывалась незаконная коммерческая деятельность ряда ООО (Общество с ограниченной ответственностью), и уточнялось, что уголовные дела «участников этих преступлений» уже рассмотрены судом, и им назначены соответствующие наказания (какие именно, не уточнялось).
По данным Генпрокуратуры РУ, они были замешаны в «уклонении от уплаты налогов и других обязательных платежей, нарушении таможенного законодательства в особо крупных размерах» и прочих преступлениях. Речь шла об ООО «Sezam» и «Lessor Plyus» (а также неназванных «других предприятиях»), должностные лица которых незаконно ввозили в страну бытовую технику, реализовывали ее, уклонялись от уплаты налогов и таможенных сборов, приобретали и сбывали валюту, не зачисляли ее на счета уполномоченных банков и прочее.
Также говорилось о преступной деятельности должностных лиц ООО «Ekokimyobioservis» «и других» фирм, которые совершали разные махинации, отмывали деньги, полученные от «преступной деятельности, осуществленной путем приобретения 21 легкового и 5 грузовых автомобилей, ряда объектов коммерческой и жилой недвижимости на территории города Ташкента и Ташкентской области» и прочем в этом духе. Как заявил источник «Озодлик», все эти фирмы имеют отношение к Гафуру Рахимову, у которого в последнее время по указанию властей отнимается бизнес. Он уточнил, что на популярные торговые ряды «Навоийская ярмарка», существовавшие в Ташкенте до весны 2011 года, электроника и бытовые товары завозились фирмой, контролируемой Гафуром Рахимовым. Собеседник радиостанции предположил, что преследование Рахимова началось после сообщений о его переходе в российское гражданство, о чем, по всей видимости, было доложено президенту, который и отдал соответствующие распоряжения.
Несмотря на внешние признаки того, что правящая семья лишь недавно взялась за 61-летнего Гафура Рахимова, влиятельного бизнесмена, спортивного деятеля и филантропа, в действительности трения между ними начались еще несколько лет назад, и с 2010 года он постоянно жил в Дубаи, а на территории Узбекистана предпочитал не показываться. Последовательный разгром контролируемых им бизнес-структур свидетельствует о серьезности этого конфликта. И если вышеперечисленные фирмы действительно были с ним связаны, то их «разоблачение» – это уже окончание затянувшегося на несколько лет процесса экспроприации его основных источников дохода.
Но печальные для Рахимова последствия выразились не только в этом. В феврале 2010 года Минфин США на основании указа о борьбе с международной организованной преступностью, изданного президентом Бараком Обамой, объявил о введении санкций против семи предполагаемых постсоветских криминальных авторитетов и двух японских якудза. В списке оказались три уроженца Средней Азии – Гафур Рахимов и Камчибек Кольбаев (известный в своем кругу как «Камчи Бишкекский» или «Коля-киргиз»), названные деятелями наркобизнеса, а также еще один узбекский гражданин – Лазарь Шайбазян. Последний, по информации Uzmetronom.com, специализируется на асфальтировании дорог (в Интернете его именуют «асфальтовым королем»), имеет хорошие связи с Алмалыкским и Навоийским горно-металлургическими комбинатами, рядом других предприятий горнодобывающего комплекса и металлургии, и серьезного прессинга со стороны властей пока не испытывает.
Минфин США назвал Рахимова «одним из главарей узбекской оргпреступности», чья криминальная специализация – «организованное производство наркотиков в странах Центральной Азии». В документе сказано, что он «управлял крупными международными наркосиндикатами, в том числе занимавшимися контрабандой героина». Санкции предусматривают «замораживание» любых активов фигурантов списка в пределах юрисдикции Соединенных Штатов, а также запрет на любые сделки с ними для США и других людей, постоянно проживающих в этой стране.
Репутация наркодельца была у Рахимова и до этого, хотя никакой суд пока не признал этого. По сообщениям российских СМИ, в Главном управлении по борьбе с экономической преступностью России имеется досье на Рахимова, где говорится, что он «один из лидеров узбекской организованной преступности, специализируется на производстве наркотиков в странах Центральной Азии».
Появление фамилии Рахимова в официальном перечне наркобаронов не помешало ему, однако, по-прежнему занимать ряд руководящих должностей в международных спортивных организациях, к примеру, вице-президента Олимпийского совета Азии, президента Азиатской конфедерации бокса (ASBC) и исполнительного вице-президента Международной федерации бокса (AIBA). Тем не менее, в мае он неожиданно был освобожден от должности президента Национальной федерации бокса Узбекистана и члена исполкома НФБУ, но не за деятельность, озвученную Минфином США, а за «нарушения положений и норм Устава, совершение действий, наносящих моральный, материальный и финансовый ущерб, а также потерю им активной связи с Федерацией…».
В июне 2012 года его сняли и с поста вице-президента НОК Узбекистана. Формальной причиной был назван переход Рахимова из узбекского в российское гражданство. По сообщению независимого сайта Zamondosh, НФБ Узбекистана проинформировала общественность о своем решении. В соответствии с уставными требованиями последней, исключение Гафура Рахимова из членства в НФБУ повлечет за собой не только лишение его должности вице-президента Национальной федерации бокса, члена Исполкома НФБ Узбекистана, но и поста вице-президента Международной федерации бокса, а также главы Азиатской федерации бокса.
Собственно говоря, снятие его с престижных должностей было логичным: чтобы руководить национальными спортивными организациями, желательно все-таки находиться в Узбекистане, а не в Дубае. В то же время, очевидно, что все это могло произойти только по личному указанию президента Каримова, который до этого на протяжении 15-ти лет благоволил Рахимову, благодаря чему тот и сумел стать одним из самых крупных боссов Узбекистана.
До второй половины 1980-х биография Гафура Рахимова (настоящее имя Арсланбек) почти не отличалась от миллионов других. Родился в 1951 году в Ташкенте. Служил в советской армии, занимался боксом, учился в Ленинградском экономическом институте, затем работал в министерстве торговли Узбекистана, а параллельно тренером по боксу ЦСО «Динамо». Крутой поворот наступил с приходом горбачевской «перестройки». Объединив вокруг себя группировку спортсменов, Рахимов принял участие в работе АКАМП (ассоциация кооперативов, акционерных и малых предприятий), создавая одни предприятия, и помогая решать проблемы других, в том числе связанные с обеспечением надежной «крыши» для многочисленных ташкентских цеховиков и кооператоров.
Сочетание экономических знаний, наработанных в Минторге, связей и умение находить подход к погрязшим в коррупции чиновникам, партийным функционерам и представителям силовых ведомств, позволило ему быстро занять высоты открывающихся возможностей. В 1990-м Рахимов зарегистрировал экспортно-импортную компанию «Агроплюс», через которую вскоре после распада СССР в Узбекистан стал поступать огромный поток товаров, в первую очередь алкоголя и продовольствия. В этом он, разумеется, тесно сотрудничал с представителями власти – тогдашним министром торговли (позже – председателем ГАК «Узбексавдо» и вице-премьером) Мираброром Усмановым, другими высшими чиновниками, контролировавшими ввоз продуктов в республику.
Вот как его сайт описывает основную коммерческую деятельность своего владельца (данные за 2010-й год): «Г. А. Рахимов осуществляет свои деловые операции через ряд компаний, в которых он является президентом и основным держателем акций. …По контрактам, заключенным с фирмами Г. А. Рахимова, в Узбекистан поступают товары народного потребления, сырье для химической, автомобильной и легкой промышленности. Кроме того, весьма эффективно действуют совместные предприятия, созданные им с компаниями различных стран».
Иначе говоря, с начала 1990-х и вплоть до последнего времени он был одним из немногих «избранных», занимавшихся поставками промышленных товаров и продовольствия в Узбекистан. Не менее удачно развивалась карьера Рахимова как спортивного функционера и благотворителя, не жалеющего денег на поддержку молодых спортсменов и проведение различных соревнований (достаточно вспомнить ежегодный теннисный турнир «Кубок президента Узбекистана»). На этом поприще, при всемерной поддержке со стороны государства, в короткие сроки он вырос до фигуры международного уровня.
В 1999 году в США была зарегистрирована компания «Зеромакс» (Zeromax LLC), которая в следующем десятилетии сыграла важнейшую роль в экономической жизни Узбекистана. Ее основателями были два человека – гражданин Узбекистана Миродил Джалолов и гражданин США Гарри Юстас. По словам источника Uznews.net, хотя точное распределение долей неизвестно, есть основания полагать, что в действительности компанию контролировал Гафур Рахимов, чьим партнером тогда был Джалолов. Рахимов, рассказывает респондент Uznews.net, не опасался, что Джалолов его «кинет»: во-первых, влияние Гафура Рахимова тогда находилось в апогее, во-вторых, незадолго до этого он оказал Джалолову, которого знал раньше и ценил за деловые качества, неоценимую услугу, а именно, спас ему жизнь.
Согласно информатору Uznews.net, во второй половине 1990-х Джалолов отбывал срок за контрабанду и махинации с водкой и спиртом «Рояль», когда его по каким-то причинам решил убить криминальный деятель Нозим Джумаев. Однако Рахимов позвонил Джумаеву и предупредил, что Джалолов находится под его защитой, и чтобы его никто не трогал. После выхода на свободу Джалолов обратился к Рахимову за финансовой поддержкой и одолжил у него несколько миллионов долларов. По одной версии, деньги он вернул через год, сколотив состояние на производстве водки, согласно другой, они были вложены в основанную им новую компанию – «Зеромакс». Основным направлением деятельности последней стал бизнес, связанный с нефтегазовой отраслью. На основе договоров с иностранными фирмами компания получала необходимое оборудование с отсрочкой оплаты и поставляла его НХК «Узбекнефтегаз», рассчитывавшейся газом и другими углеводородами. Дело пошло, компания стала быстро развиваться, расширять ассортимент услуг, получать все новые и новые заказы.
В 2002 году на компанию обратила внимание старшая дочь президента Гульнара Каримова. А вскоре, сообщает источник Uznews.net, Джалолов сообщил Рахимову, что она предлагает ему свое покровительство, и он хотел бы работать с ней. Рахимов отказался, и вскоре ощутил на себе сильное давление. В конце концов, Джалолов все-таки переметнулся к Каримовой. Это заняло года два, и в 2004-м компания работала уже под опекой нового «покровителя». Вскоре она была перерегистрирована в Швейцарии под названием Zeromax GmbH, а Рахимов в качестве утешения получил обещание Гульнары не трогать остальной его бизнес.
С этого времени дела компании начинают резко идти в гору: «Зеромакс» получает лучшие контракты на строительство и снабжение, выигрывает почти все тендеры. В считанные годы «Зеромакс» завладевает большей частью успешного бизнеса в Узбекистане, бывшие владельцы которого отправляются либо за пределы страны, либо на нары. Компания контролирует поставки в страну сырой нефти и бензина из Казахстана, имеет процент от добычи природных ресурсов и экспорта газа, словом, превращается в некий огромный конгломерат, сверхкомпанию. В 2010 году наступает крах: по распоряжению президента Ислама Каримова швейцарская (!) компания была обанкрочена, ее активы отошли государству, а иностранные кредиторы до сих пор безуспешно пытаются взыскать с нее долги, общий объем которых по самым скромным подсчетам достигает двух млрд. долларов.
После отъема «Зеромакса» власти, похоже, действительно в течение нескольких лет не вмешивались в бизнес Рахимова. Старые добрые времена — Рахимов был организатором теннисного турнира «Кубок президента». В 2007 году Министерство по делам культуры и спорта даже наградило его как «Активного пропагандиста спорта на международном уровне». Но в 2008 году, согласно источнику Uznews.net, Рахимов захотел приобрести крупный (возможно, контрольный) пакет акций Ипотека-банка. И разгорелся новый конфликт: выяснилось, что того же хотят его бывший компаньон Миродил Джалолов и Гульнара Каримова. По неофициальным сведениям, в то время банк контролировался шефом СНБ Рустамом Иноятовым. Из статьи с сайта neweurasia.net: «Это иноятовское учреждение, несомненно, считалось лакомым куском для М. Джалолова. Он убедил Г.Каримову, что нужно разгромить его, а затем забрать. Однако процесс в прокуратуре пошел не в том ракурсе, как было задумано. …Разгромить до конца банк не удалось. Когда информация появилась в Интернете, председатель СНБ воспринял как личный наезд на него – «обвинения в халатности, в коррупции и описания безобразий на границах ….».
Источник Uznews.net рассказал, что на почве «дележки» Ипотека-банка Гульнара Каримова вновь поссорилась с Гафуром Рахимовым, и его позиции стали быстро ухудшаться. В 2010-м власти начали открыто «прессовать» Рахимова. Бывший олигарх вместе с семьей срочно покинул Узбекистан, а правоприменительные органы принялись громить его бизнес-структуры, и по надуманным, а также вполне обоснованным поводам, сажать его родственников и сотрудников. Были отобраны принадлежавшие Гафуру Рахимову доли в разных предприятиях, масложиркомбинатах, хлопковых заводах, банках. С 2010-го Рахимов проживает в Дубае, где у него есть дом и бизнес. Историю с его переходом в российское гражданство источник Uznews.net прокомментировал так: «Он не живет в России. У него давно российский паспорт, но это только сейчас они его заметили, а так у них у всех есть российские паспорта».
Тем не менее, события развиваются и в России, где в октябре 2012 года наложен арест на роскошную квартиру Гульнары Каримовой. Квартиру в жилом комплексе «Камелот» на Комсомольском проспекте Каримова, по данным российских СМИ, купила в 2003 году. Уголовное дело о вытеснении «Уздунробиты» было возбуждено МВД России по заявлению руководства ОАО «МТС» по части 2 статьи 178 УК РФ («недопущение, ограничение или устранение конкуренции»). С июня 2012 года в отношении ООО «Уздунробита», компании, которая была крупнейшим в Узбекистане оператором мобильной связи, местные регулирующие органы инициировали целый ряд проверок. В компании были проведены обыски и выемки документов, кроме того, арестованы и осуждены некоторые сотрудники компании.
В июле по требованию Государственной инспекции связи была отключена сеть на всей территории страны, в результате чего без связи осталось 9,5 миллиона абонентов. В августе 2012 года суд отозвал все лицензии «Уздунробиты»: Узбекское агентство связи и информации обвинило компанию в том, что ее филиалы работали без отдельных лицензий, а значит, компания недоплатила пошлин за лицензии на сумму в 210 миллионов долларов. В дальнейшем государство арестовало имущество «Уздунробиты».
Общая сумма претензий, предъявленных к компании Генпрокуратурой, налоговыми и другими органами, превышает миллиард долларов. МТС увидела в действиях узбекских властей попытку отобрать у компании бизнес. В октябре РИА Новости со ссылкой на анонимные источники сообщало, что МТС в ближайшее время может урегулировать конфликт с властями и вернуться в Узбекистан.
Также можно вспомнить, что младшая дочь Ислама Каримова проиграла суд во Франции летом 2012 года. Лола Каримова затеяла тяжбу против сайта Rue89, который назвал ее отца «диктатором». Парижский суд, в котором рассматривалось это дело, отклонил все претензии истицы. Судья пришел к выводу, что публикация, вызвавшая недовольство Лолы Каримовой, не содержит клеветы.
Недовольство Лолы Каримовой вызвала статья, опубликованная Rue89 около года назад. Там шла речь об участии дочерей узбекского президента в благотворительных мероприятиях. Автор – журналист Огюстен Скалбер – высказал мнение, что дочери Ислама Каримова пытаются «отмыть имидж» своей страны. Говоря о самом президенте, автор назвал его «диктатором» и «тираном». Иск касался слова «диктатор», пассажа об «отмывании имиджа», а также упоминания о деньгах, которые, по словам журналиста, были заплачены итальянской актрисе Монике Белуччи за участие в одном из благотворительных мероприятий (благотворительном вечере, организованном в честь открытия фонда «Узбекистан 2020»).
Представители сайта, обосновывая формулировку «диктатор», указали на нарушения прав человека в Узбекистане и злоупотребления со стороны узбекских властей. На процессе в качестве свидетелей выступили узбекские правозащитницы, вынужденные ранее покинуть республику. Намерена ли истица обращаться в другие судебные инстанции, пока неизвестно. Младшая дочь президента Узбекистана с 2008 года представляет республику в ЮНЕСКО. Кроме того, она занимается общественной деятельностью. Старшая дочь президента Гюльнара, также упомянутая в публикациях Rue98, работала в дипломатических структурах и представляла страну в ООН. Как уже упоминалось, в конце 2008 года она была назначена послом Узбекистана в Испании.