Не зря говорят, что прогнозы дело неблагодарное. Прошло два месяца, как бразды правления в Узбекистане перешли в руки премьер-министра и исполняющего обязанности президента Шавката Мирзиёева.
На первых порах, когда он еще толком к президентским обязанностям не приступил, а публикации с прогнозами на будущее республики посыпались, как из рога изобилия. И одна мрачнее другой. Общую авторскую мысль отразили заголовком одной публикации в известном и авторитетном американском журнале «От тирании к хаосу». По мысли «эксперта» по Средней Азии у Мирзиёева не слишком большой выбор: он должен продолжит путь покойного президента Каримова и держать страну в ежовых рукавицах, в противном случае, шаг влево, шаг вправо и страна скатиться к хаосу.
Так как о новом руководителе республике было мало известно, востребованными оказались воспоминания «очевидцев», которые могли поведать о методах и стиле правления Мирзиеёва в бытность главы областной администрации в Джикской и Самаркандской областях. И опять одна история страшнее другой, но мысль одна: к власти пришел тиран, который похлеще Каримова будет.
Прошло два месяца и что мы видим. Ни один из прогнозов о падении Узбекистана в «бездну» не сбывается, все мрачные прогнозы и страшилки ломанного гроша не стоят, у руля страны стал трезвомыслящий прагматик со своим видением ситуации, взглядами на перспективы развития страны, способный принимать нестандартные и неожиданные шаги. Организация той же общественной приемной президента, куда может со своим вопросом и заявлением обратиться любой желающий, как раз из таких неожиданностей, которая была позитивно воспринято обществом.
Конечно, два месяца крайне небольшой срок, чтобы делать какие-то выводы. Но то, что Мирзиёев без раскачки, что называется, взял с места в карьер, его первые указы дают конкретное представление о том, что ждет республику в ближайшей перспективе. При этом целесообразно обратить внимание на два показательных момента. В своих публичных выступлениях и.о. президента подробно останавливается на задачах социально-экономического развития страны, которые предстоит решать уже в будущем году. Анонсируя предстоящие перемены и нововведения, он не уходит в общие рассуждения. На деталях и конкретных статистических выкладках показывает, почему решение данного вопроса нельзя откладывать в долгий ящик и каким образом задуманное будет реализовываться на практике.
Во-вторых, судя по тем первым шагам, что сделал Шавкат Мирзиёв, он намерен неуклонно следовать завету первого президента страны – не ломай старый дом, пока не построишь новый. Его первый указ, направленный на дальнейшее сужение пространства для бюрократии вмешиваться в дела бизнеса, освобождающий субъекты предпринимательства от встречных и внеплановых проверок, органически дополняет и расширяет те новации, что имели место в прошлогоднем указе Каримова по защите интересов малого и среднего бизнеса в республике.
Многообещающим может стать и его второй указ о реформировании судебно-правовой системы республики. Не вдаваясь в подробности можно сказать одно, если в полной мере удастся реализовать все заложенные в нем задачи, то в Узбекистане будет реально сформирована независимая судебная система.
Но, пожалуй, больше импонирует то, что президент ищет и пытается сформировать каналы обратной связи, чтобы иметь реальные представления об общественных настроениях и запросах людей, и проблемах, которые волнуют население. Его общественная приемная, распространение через махаллинские комитеты (квартальные комитеты) листов с опросами, в которых населению предлагается дать оценку качеству и доступности медицинских услуг и первые и, наверняка, не последние шаги в этом направлении.
Подводя итоги двухмесячному правлению Ш.Мирзиёева можно констатировать, он стал большим «разочарованием» для всех этих экспертов и специалистов по Средней Азии, пророчивших Узбекистану хаос или приход к власти нового диктатора после смерти Каримова. Он не оправдал их прогнозы и не стал тем, каким они его представляли в своем воображении. Они, мягко говоря, сели в лужу и это их проблема.
Но тот факт, что в экспертном сообществе преобладают кабинетные специалисты, имеющие крайне поверхностное представление об общественных и социально-экономических процессах, которые проходят в регионе, по крайней мере, в Узбекистане, не может не настораживать.