Я думал со смертью Ислама Каримова исчезнет эпоха, им созданная. Это режим, где права человека остались за бортом внимания правосудия, где коррупция стала обыденностью человеческого общежития, где эксплуатация и принуждение к чужой работе превратились в норму, где головы людям забивали не знаниями, а догмами и мифами, — и все это ушло в могилу вместе с президентом, который бесславно и гнусно правил государством 27 лет.
Увы, мои ожидания не оправдались. По тому, как на меня и моих коллег обрушилась лавина негодования соотечественников, я понял, что Центр социологических исследований «Ижтимоий фикр» не так уж далек от истины: народ действительно боготворил своего кумира, преклонялся перед ним как перед пророком. И не задумывался, а насколько этот человек был честен перед ним, справедлив с гражданами, действительно ли им двигали благородные цели?
Эпоха Каримова — это время мощного и тупого оболванивания населения, и после этого у людей теряется логическая связь между событиями, причиной и следствием, правом и традицией, культурой и безнравственностью.
Все шаги Каримова рассматриваются как желание укрепить страну и создать рай на Земле, имя которому «Великое будущее». И смерть лидера — это удар по идолопоклонничеству, по чувству личного благополучия, ибо люди стали уравнивать свое положение с жизнью Каримова, свою свободу — с его приказами и указами, свои мечты — с идеологическими установками, вытекающими из книг и речей главы государства.
Эпоха Ислама Каримова — это время государственного лицемерия, лжи и репрессий. Люди еще не осознали, какой исторический период прошел. Точно так же, как я, 25 лет проживший при социализме, переживал слом СССР.
Я видел, что теория Маркса не работает, но при этом сердцем не хотел этому вериить. Мы привыкли жить в двуличии: хотели коммунизма, но при этом в своей квартире строили свой частный мирок; мы клеймили Запад, однако мечтали купить майку с иностранными словечками на нем; мы ездили на «Москвичах» и в душе надеялись когда-нибудь купить «Тойоту» или «Форд»; мы пели песни о комсомоле и в тоже время смотрели видио о том, как коммунисты рубят в капусту американцев; мы мечтали о коммунистическом строе и в тоже время недоумевали по поводу дефицита продуктов, товаров и услуг. Двуличие — это было естественным атрибутом прежней системы, и оно плавно перекочевало в политическую систему Ислама Каримова.
Узбекистанцам внушали о развитом рынке в стране, и в тоже время люди не могли получить своих денег из банкоматов. Собирали всем миром холопок, который принадлежал вообще-то фермеру. Если была нужна валюта, то шли не в банки — на «черный рынок».
Чтобы купить автомобили завода УзДЭУавто почему-то нужно было стоять долго в очереди, платить долларами и плюс давать «шапку» диллеру в 1/3 стоимости от машины, хотя в это время в Асаке и «отстойниках» хранились десятки тысяч непроданных «Нексии», «Ласетти», «Тико», «Дамас». Блюстители закона говорили о правах человека, но при этом спокойно пытали людей. Давать взятки судьям, налоговикам, милиционерам — это не считалось недостойным делом, хотя все учили Конституцию и законы. Людей отучили жить по закону, и первым пример показывал в этом Ислам Каримов.
Помню 1995 год, когда на референдуме рассматривался вопрос продления полномочий Ислама Каримова. Мой отец тогда сказал: «Это незаконно! Конституция никак не предусматривает продление полномочий, и всякое обоснование со стороны властей и экспертов этого шага — это софистика и казуистика права!» Тогда это было моим первым протестом — я проголосовал «против», хотя об этом открыто никому не сказал. В тот момент у меня не было большого жизненного опыта, и я доверял отцу.
А спустя много лет я стал противником Ислама Каримова и его созданной системы. Я осознал, что президент породил ужасный режим, где законы уже сами, извиняюсь за товтологию, незаконны. К слову, Закон «О гарантиях деятельности президента» от 2003 года освобождает президента от ответственности за все действия, им совершенные во время исполнения им своих полномочий.
Иначе говоря, за его коррупционные дела, за преступный приказ стрелять по жителям Андижана, за указания пытать недовольных, за решения увести от ответственности свою старшую дочь, за откровенное узурпаторство (захват) власти и казнокрадство его к ответу не призовут. Потому что таков закон! Да, закон ложен, фальшив, несправедлив, но закон!
И народ верит, что такой закон самый правильный и мудрый.
Людям вдолбили, что нет политика лучше, чем Ислам Каримов. Это потому что они не видели других политиков и не знают, что жить можно иначе. Это люди, которые посчитали, что 3 млн. гастарбайтеров — это на самом деле «дангаса» (лентяи), хотя среди них есть ваши родственники, друзья, соседи и знакомые. Вас пугали продукцией массовой культуры, не давая понимания, а в чем плоха эта продукция?
Чем плох фильм «Марсианин»? Или кукла Барби? Почему не стоит слушать песни Шакиры или «Роллингов»? Почему нельзя носить итальянские ботинки, немецкие костюмы или пользоваться парфюмерией Коко Шанель? Ведь все это и есть продукция массовой культуры, то, что пользуется людьми.
Двуличие стало маской для узбекистанцев. Они искренне верили, что Каримов их оберегает от худшего, но он почему-то не «оберегал» своих детей и внуков, отправляя их жить на Запад! Узбекистанцы клеймили европейские принципы демократии, и все же хотели, чтобы там учились дети, нашли работу внуки…
Свои сбережения хранили не в узбекских сумах, а иностранной валюте. Вот вам доказательство того, что внутреннее люди не были согласны с «узбекской моделью развития». И в том, что делалось для них все, чтобы страна стала процветающей. Да, строились дороги, но вы знаете, сколько стоят эти дороги и сколько бабла было уваровано? Вы знаете, сколько не дополучили больницы и СВП, потому что часть денег тратились на ненужные строительства, например, Дворца Международных форумов?
Вам нужен был футбольный легионер Рональдо с годовой зарплатой в 7 млн. евро, тогда как на эти деньги можно было воспитать тысячи своих «рональдо», ныне гоняющих мяч во дворах и на стадионах. Вы учились бесполезно тратить государственные деньги, при этом еле наскребая из своего семейного бюджета на оплату горячей воды и электричества, и поэтому приходилось договариваться с разными там инспекторами.
Каримов не умер. Он остался в мозгах сограждан, и не скоро выветрится оттуда. И поэтому не скоро узбекистанцы станут свободными. Потому что свободу добывают путем борьбы, нет, не кровавой и дикой, а отстаиванием своих прав перед теми, кто эти права или игнорирует, или подавляет.
И раба выдавливают из себя каждый час, потому что свободный человек не станет желать цепей и любить плетку.
А тем временем в стране возникает образ нового рабовладельца, для которого «синдром Каримова» — это механизм взлететь на Олимп власти, занять место в «Ок Сарае».
Alisher, ne verti v massovyu predannost i lubvi k Karimovu. Ego i ego reg’im osnovnaya massa naroda, ne zavisimo ot nas’ionalnosti, luto nenavidet. Sredi nix i sovestlivie chinovniki. Ix malo, no oni est. A to chto napadaut s komentariyami eto davno i sistemno organisovanno SNB, i ne tolko na vas, i na vsex kto pishet i govorit pravdu.
Просто МОЛОДЕЦ!
Alisher, ne verti v massovyu predannost i lubvi k Karimovu. Ego i ego reg’im osnovnaya massa naroda, ne zavisimo ot nas’ionalnosti, luto nenavidet. Sredi nix i sovestlivie chinovniki. Ix malo, no oni est. A to chto napadaut s komentariyami eto davno i sistemno organisovanno SNB, i ne tolko na vas, i na vsex kto pishet i govorit pravdu.
Спасибо огромное,за правду .