ЧЕЛОВЕК ЛЮБИТ МИР И ЖИЗНЬ, ПОТОМУ ОН ОБРЕЧЕН, ЖИТЬ ДАЛЬШЕ
Бахадыр Ф. Мусаев:
ЧЕЛОВЕК ЛЮБИТ МИР И ЖИЗНЬ, ПОТОМУ ОН ОБРЕЧЕН, ЖИТЬ ДАЛЬШЕ.
Как достали меня тревоги, связанные со свершаемыми в мире «безумствами».
Вчера Стамбул, Париж…Сегодня … А что завтра ждет….
Ныне на дворе август 2016. Вот и лето мое заканчивается. Вспомнился сейчас к месту почему –то мудрец, который был за всю человеческую историю единственным философом на троне. Это Марк Аврелий (121-180 г. н.э.), император Римской империи. Он много размышлял о смерти, считая, что она уравнивает Александра Македонского с погонщиком его мулов:
— Постоянно думай о смерти…. Лишь одно действительно ценно: прожить жизнь, блюдя истину и справедливость и сохраняя благожелательность по отношению к людям лживым и несправедливым.
Марк Аврелий «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
Оно то, конечно, я не Александр Македонский и не Марк Аврелий, но равно имею привычку размышлять о всякой всячине относительно природы вещей, пытаюсь понять события международного, регионального и странового уровня, почему мир все больше наполняется примерами сокрушительного насилия, когда запах крови и тлен …
I
Как достали меня тревоги….И при всем при этом, во всякого рода таковых моих мыслях неизменно присутствуют размышления относительно сложившихся порядков в нашей стране, и о том, между прочим, как дурно устроена жизнь нашего общества …, о порче…, что идем дорогой в никуда…
Думаю, читаю, смотрю кругом и снова думаю. Естественно, в результате рефлексирования мне становится видимым, то очевидное, чего будто не видят многие. Кстати, здесь слово «будто» излишне. В действительности же, эти самые многие люди не видят реальность, какая она есть без прикрас натуральная на протяжении четверти века. Иными словами, речь идет о том, что реальность наша как продукт 25 –летней истории, представляет картину, где нет настоящего…
Примечательно, что коли затрагивать разговор о настоящем, то относительно его узбекский поэт и суфий Сабит Мадалиев сказал некогда в своем романе –притче «Житие Юсуфа аль-Магриби»:
— Нет настоящего там, где даже о будущем говорят как о прошлом.
Сабит Мадалиев. Житие Юсуфа аль Магриби/ см. ж. «Звезда Востока» №2 1996 г., с. 15
И еще.
«Нет будущего у народа, о котором не складывают легенд. Но народ, у которого некому складывать эти легенды, лишен настоящего»
Сабит Мадалиев. См. там же, с. 17
Но вернемся к тем нашим соотечественникам, прислуживающим …, кто не желает видеть всамделишную реальность, какая она есть?
К ним, на мой взгляд, следовало бы отнести, прежде всего, журналистов, вернее, госслужащих республиканских СМИ, писателей, поэтов и т. д. и т. п. «людей в ошейниках» (С. М.)
Одни из них, не совсем еще мертвяки, хотя внутренне умерли.
Вторые слепые или же спят крепко.
Третьи демонстрируют, скажем, безнадежную инфантильность и живут, словно далеко от нашей «веселой» жизни, зависая между ее светом и тенью
Другие и того хуже, наловчились из года в год от имени Правды плодить Неправду
Безусловно, не внове таковая история в истории людей и она часто повторяется, потому, как известно, история нас учит, что она ничему не учит. Впрочем, не хочу «копать», распространяться про то, как повторяется эта история у нас, пятится назад… , а сказать далее про иное.
II
Как то днями, желая «рассеяться», перечитывал я книги со своей золотой полки.
Заметил, что контексте дня сегодняшного, когда в мире происходит черт знает что, многие страницы звучат по новому ( для меня, во всяком случае).
Я не поленился и выписал для вас, мои дорогие читатели, некоторые из них. Они (см. ниже 1-5), на мой взгляд, заслуживают особенно пристального внимания в силу….
Быть может, и вам будет в досуг прочитать их. Надеюсь, эти хрестоматийные истины послужат и вам в качестве информации для соразмышления со мной на предмет озаглавленного, в т.ч. и о человеке, политике, политиках и власти, …
-
«…нет зверя, свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть».
Плутарх
-
«…существует долг гуманности и известное обязательство щадить не только животных, наделенных жизнью и способностью чувствовать, но даже деревья и растения. Мы обязаны быть справедливыми по отношению к другим людям и проявлять милосердие и доброжелательность ко всем другим созданиям, достойным этого. Между нами и ими существует какая –то связь, какие – то взаимные обязательства Мне не стыдно признаться в такой моей ребяческой слабости: я не в силах отказать моей собаке в прогулке, которую она мне некстати предлагает или которой она от меня требует. У турок существуют больницы и учреждения по оказанию помощи животным…Египтяне хоронили волков, медведей,….собак и кошек в священных местах…»
Мишель Эйкем де Монтень. Опыты М. 1991, с. 252.
-
«Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным. И здесь человечество терпит полный крах, настолько полный, что именно из него вытекают и все остальные» (курсив мой – Б.М.).
Милан КУНДЕРА НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ. Санкт-Петербург 2004,
с. 318-319
-
«.. . кто испытал власть и полную возможность унизить самым высочайшим унижением другое существо…тот уже поневоле как — то делается не властен в своих ощущениях. Тиранство есть привычка; оно одарено развитием, оно развивается, наконец, в болезнь …
Кровь и власть пьянят: развиваются загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления. Человек и гражданин гибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него уже почти невозможен. К тому же пример, возможность такого своеволия, действуют и на всё общество заразительно: такая власть соблазнительна. Общество, равнодушно смотрящее на такое явление, уже само заражено в своем основании».
Достоевский Ф.М. Собр. Соч. в пятнадцати томах. Ленинград 1988С / том третий Записки из Мертвого дома. с. 387
-
«Что же касается чудовищ, прилагающих все силы, чтобы навредить (есть и такие), обращайтесь с ними как с дикими зверями. Повторяю еще раз: ни грана ненависти – она только унизит вас, а их все равно не изменит. Лев не вызывает ненависти; если он бросится на человека, его убивают. Сумасшедший не вызывает ненависти; на него надевают смирительную рубашку и лечат. Не ненависть к Гитлеру уничтожила Гитлера, а самолеты и танки. С их помощью люди окружили логово и прикончили зверя. Пожив с моё, вы поймете, что на жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насилием есть своя прелесть, но она на руку подлецам. Важнее всего – предотвращать жестокость, всеми силами борясь с ее проповедниками…»
Андре Моруа. Открытое письмо молодому человеку о науке как жить /
Семейный круг М.1989, с. 518-519
III
Не знаю, не знаю, кто как, а я, когда остаюсь наедине со своими мыслями, то всё чаще вспоминаю…, идут в голову и ложатся на душу строки:
«Неизменен круговорот мира…. из вечности в вечность…Скоро всех нас покроет земля, затем изменится и она, и то, что произойдет из нее, будет изменяться до бесконечности…»
Эти слова написаны тысяча восемьсот лет назад все тем же самым Марком Аврелием, философом и писателем, носившим императорское звание, а принадлежат всем нам — людям XXI в.
Верно, неизменен круговорот мира…Скоро всех нас покроет земля …
Бывает, когда я остаюсь с самим собой, по обыкновению, рука тянется снова к золотой полке ….
Вот открыл сегодня книгу классика современной мировой литературы Харуки Мураками, если быть точнее, углубился в его «Норвежский лес», … остановился, читая:
«Мы живы, и нам нужно думать только о том, как продолжать жить дальше».
Согласитесь, дорогой читатель, что названные и вышеприведенные слова мыслителей звучат как цитаты дня, потому что содержание каждого актуально в сегодняшнем мире, где и когда, как видите, царит зло в виде всеохватной ненависти одних к другим, и они (люди) убивают друг друга.
На земле ни на день не выветривается запах крови от сокрушительного насилия. Так что современному человеку не остается ничего другого, как действовать, думая о том, каким же образом предупредить превращения жизни на земле в реальное нечто, напоминающее, один в один, ад, точнее, то реальное нечто, которое в наши дни в момент (прошу извинить за повтор) может превратить человеческую жизнь в ад.
Действовать, думая о том, каким же образом предупредить …? Все это, несомненно, как никогда актуально в любой стране, пока в мире существует угроза терроризма со стороны нелюди, которых именуют террористами.
В действительности, если задуматься крепко, сон ли это дурной или явь, когда жизнью абсолютного большинства людей и их судьбами в некоторых местах различных стран начинает распоряжаться меньшинство из категории людей –лицемеров, воров и подлецов, движущей силой поведения которых выступает банальная материальная выгода, концентрированно выраженная и представленная большими деньгами.
Но более всего, конечно, страшны террористические организации, особенно исламские. Известно, в каждой религии есть что – то свое и прекрасное. Так в исламе сильно развито чувство верности его последователей. Его ярко проявляют немало мусульман. На этом, к сожалению, как известно, играют бесы. По сути, названное чувство используется широко фанатиками – террористами под ширмой борьбы за (около)религиозные идеалы, которые камуфлируются ложными лозунгами о справедливости, халифате, счастья и образа жизни, предписанного (определяемого) законами шариата для всех мусульман.
Согласитесь, читатель, что все это, не бог весть какое откровение с моей стороны, но и далеко не результат воспаленного сознания. На самом деле, достаточно оглянуться, видеть, слышать, как и что происходит не только здесь и сейчас, у порога нашего дома, а кругом на всей земле.
Завтра всегда поздно, если человек и человечество станет ждать и строить иллюзии относительно своего будущего. Здесь вопрос стоит не так, как ранее, когда в начале XX века лучшие умы уже ощутили и выразили тревогу за будущее.
«Год за годом, — утверждал Ф. С. Фицджеральд, — мы видим, как умирает будущее».
В нашу эпоху тревоги человека и человечества более масштабны и остры, ибо вопрос стоит об угрозах не только и не столько международной безопасности, а существованию самих основ разумной жизни на земле. Проблема, так сказать, быть или не быть ….
В конце концов, чтобы невольно не стать сообщником всеобщего убийства, упредить рост репрессивного тоталитарного сознания, должно действовать.
Каким же образом? Нет, я не скажу за необходимость выработки планетарной программы борьбы с терроризмом, за поиск и выбор нужной стратегии … Это к сотрудникам спецслужб ведущих держав, их спезназовцам, экспертам следует обращаться с вопросами относительно форм и видов борьбы с терроризмом и террористами. Спору нет, что до сих пор более или мене успешно велась и ведется борьба с внешними формами проявлениями данного феномена. Между тем, как показывает мировой опыт этой борьбы, у него (терроризма), как у мифического чудовища, вместо одной, двух и более отрубленных голов, выросло и растет с каждым днем множество других. На самом деле, не представляет секрета, что есть почва …и плодятся террористы, идут в рост, растут. Плюс ко всему ещё и мутируют они. Так что ИМЯ ИМ –ЛЕГИОН.
Понятно (яснее ясного), что главное и трудное в содержании таковой планетарной программы (если она есть –прим.Б.М.), так это борьба с данным феноменом, где нужно рассчитывать всецело не столько на помощь войск, отрядов специального назначения, самолетов, танков и авиабомб, а на успех борьбы с порождающими их причинами. Иначе и немыслимо строить планы, говорить о том, как обустроить по — человечески нормальную жизнь.
-
P. S.